Вопросы к экзамену по дисциплине «История возрастной психологии»
1. Предмет и задачи истории возрастной психологии. Периодизация истории психологии.
2. Развитие психологических знаний о развитии ребенка в рамках учения о душе.
3. Подход к проблемам возрастной психологии в философских учениях о сознании.
4. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки.
5. Педология как наука о развитии ребенка. Основные положения педологии С.Холла.
6. Развитие педологического движения в Европе.
7. Разработка диагностических методов (А. Бине, А. Гезелл).
8. Концепция З. Фрейда о сущности человека.
9. Развитие ребенка в концепции З. Фрейда.
10. «Аналитическая психология» К. Юнга.
11. «Индивидуальная психология» А. Адлера.
12. Теория развития личности Эрика Эриксона.
13. Развитие ребенка в концепции бихевиоризма.
14. Э. Торндайк и Дж. Уотсон о развитии ребенка как научении.
15. Основные законы научения по Э. Торндайку.
16. Оперантный бихевиоризм Скиннера.
17. Проблема социализации ребенка в работах Дж. Мида.
18. Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии.
19. Теория развития личности К. Левина.
20. Генетическая психология Ж.Пиаже.
21. Ж. Пиаже: стадии интеллектуального развития ребенка.
22. Ж. Пиаже: открытие эгоцентризма детского мышления.
23. Гуманистическая психология о развитии ребенка.
24. Концепция развития личности в работах Г. Олпорта.
25. Гуманистическая теория личности А. Маслоу.
26. К. Роджерс и его гуманистическая психология.
27. Этапы развития возрастной и педологии в России в начале 20 в.
28. Формирование и развитие возрастной психологии в 20 – 40-е годы.
29. Биогенетические и социогенетические концепции психического развития.
30. Педология П. П. Блонского.
31. Рефлексологический подход к развитию ребенка: В. М. Бехтерев, Н. М. Щелованов.
32. Концепция социального развития ребенка (А. С. Залужный, С. С. Моложавый).
33. М.Я. Басов: ребенок как активный деятель в среде.
34. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Понятие ВПФ в работах Л.С. Выготского.
35. Развитие отечественной возрастной психологии в 50 – 60-е годы 20 в.
36. Основные проблемы и ведущие психологические школы в современной возрастной психологии.