Вопросы для самоконтроля усвоения студентами содержания дисциплины
1. Охарактеризуйте антропоцентрические идеи И. Канта, имеющие наибольшее значение для становления психолого- педагогического мировоззрения современного педагога.
2. Проанализируйте генезис понятия "психолого-педагогическая антропология".
3. Проанализируйте различные подходы к понятию "психолого-педагогическая антропология".
4. Обоснуйте актуальность антропологизации современной психорлогии и педагогики.
5. Объясните, почему познание сущности человека является сложной научной задачей.
6. Охарактеризуйте ребёнка как биоэнергетический существо.
7. Назовите особенности человеческого организма и их проявления в детском возрасте.
8. Проанализируйте, в чём проявляется разумность человека.
9. Охарактеризуйте противоречивые проявления природы человека.
10. Опишите сущностные характеристики онтогенеза.
11. Какие из психолого-педагогических концепций и стратегий способствуют оптимальному развитию ребёнка.
12. Обоснуйте, почему воспитание осуществляется только человеком.
13. Опишите, как изменяется способность воспитываться на протяжении жизни человека.
14. Охарактеризуйте различия в воспитании в широком, среднем и узком смысле.
15. Проанализируйте, каковы основные особенности воспитания как специальной деятельности человека.
16. Проанализируйте "Предисловие" к работе К.Д.Ушинского "Человек как предмет воспитания
17. Обоснуйте, почему антропологические знания являются важными для педагога и психолога.
18. Выделите, какие тезисы "Предисловия" к монографии К.Д.Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" Вы считаете актуальными, а какие из них вызывают возражение. Обоснуйте свой ответ.
19. Сформулируйте, каково значение привычки в жизни ребёнка, и какие задачи в связи с этим стоят перед педагогом и психологом.
20. Опишите алгоритм развития ребёнка как существа разумного, духовного, интеллектуального и целостного с позиций педагога и психолога.
21. Сформулируйте педагогические принципы Сократа.
22. Опишите педагогическую систему воспитания Платона.
23. Конкретизируйте, в чем сущность эко-биогенетического подхода к развитию человека Аристотеля.
24. Перечислите основополагающие принципы развития образованного и гармоничного человека в педагогической концепции П. Мирандолы.
25. Охарактеризуйте позицию П. Помпонацци по отношению к сущности природы человека.
26. Перечислите педагогические требования М.Монтеня к воспитанию человека.
27. Сформулируйте антропологические взгляды на человека К. А. Гельвеция.
28. Опишите классификацию философского знания по Х. Вольфу.
29.Охарактеризуйте вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной психолого-педагогической антропологии.
30. Проанализируйте научное наследие П. П. Блонского и его роль в развитии психолого-педагогической антропологии.
31. Определите место психолого-педагогической антропологии в научном наследии Б. Г. Ананьева.