Вопросы для самоконтроля усвоения студентами содержания дисциплины
1. Дайте определение понятия «активность личности».
2. Перечислите механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия социально-психологическая, эмпатия, стереотипизация).
3. Определите содержание понятий «восприятие межличностное», «перцепция», «перцепция социальная», «восприятие».
4. Дайте определение понятия «адаптация социальная».
5. Раскройте содержание понятия «личность».
6. Раскройте содержание понятия «индивидуальность».
7. Определите соотношение понятий «профессиональное развитие», «педагогические способности», «профессиональная пригодность».
8. Перечислите механизмы профессионального саморазвития.
9. Определите соотношение понятий «самоопределение», «саморегуляция», «самоконтроль», «самообладание».
10. Определите соотношение понятий «педагогическая направленность», «профессионально-психологические позиции», «профессиональная мотивация».
11. Раскройте содержание понятия «профессиональные знания».
12. Дайте определение понятия «педагогическая ситуация».
13. Дайте определение «Я-концепции» личности.
14. Определите соотношение понятий «рефлексивные умения», «перцептивные умения».
15. Определите соотношение функций педагогического общения в построении взаимодействия субъектов образования.
16. Дайте определение понятия «педагогический такт».
17. Охарактеризуйте роль профессионализме в педагогическом труде.
18. Раскройте роль этапов жизненного пути педагога-профессионала (по Е. А. Климову).
19. Определите базовые компоненты, характеризующие профессиональное самосознание преподавателя (по Е. А. Климову).
20. Назовите, кем из отечественных педагогов были предложены модели педагогического творчества «Лидер», «Генератор педагогических идей», «Энтузиаст», «Исследователь».
21. Назовите фамилию отечественного психолога, предложившего структурно-иерархическую модель личности учителя, состоящую из двух блоков способностей (проектировочно-гностического и рефлексивно-перцептивного). 22. Укажите интегральные характеристики личности и деятельности педагога, обуславливающие эффективность его труда и профессиональное развитие (по Л. М. Митиной).
23. Охарактеризуйте уровни самосознания по степени возрастания их зрелости.
24. Укажите причины профессиональной деформации, проявляющейся как нарушение целостности личности и снижение ее адаптивности.
25. Укажите аспекты профессионально-педагогической культуры преподавателя (по И. Ф. Исаеву).
26. Определите компоненты, входящие в структуру педагогической деятельности.
27. Представьте структуру личностных качеств педагога.
28. Назовите автора теории трансактного анализа отношений.
29. Раскройте содержание трансактных состояний партнеров по педагогическому общению (позиции «Ребенок», «Родитель», «Взрослый»).
30. Определите соотношение понятий «профессиональные психологические позиции», «профессиональные знания», «профессиональные умения».
31. Охарактеризуйте уровни педагогического общения.
32. Определите пути реализации педагогической деятельности».
33. Охарактеризуйте индивидуальные стили педагогической деятельности (по А. К. Марковой).
34. Дайте определение понятия: «инновационное образование».
35. Ранжируйте «цикл развития новаций» (по Н. И. Шелейковой).
36. Охарактеризуйте технологии деятельности преподавателя.
37. Раскройте содержание понятия «инновационная деятельность преподавателя».
38. Дайте определение понятию «педагогическая оценка».
39. Представьте классификацию оценки знаний обучающихся (интегральная, парциальная, фиксированная оценки), дайте их определение.
40. Охарактеризуйте области затруднений во взаимодействии людей, которые можно отнести к барьерам педагогического общения.