Вопросы к экзамену «Психология семейных отношений»
1. Научный аппарат дисциплины «Психология семейных отношений».
2. Понятия «брак», «семья». Формы организации брачно-семейных отношений в историческом аспекте.
3. Семья как социальный институт (типы семей, формы семей, функции семей).
4. Традиционные и современные функции семьи.
5. Этапы развития семьи.
6. Специфика добрачного периода.
7. Благоприятные качества для вступления в брак.
8. Благоприятные качества для вступления в брак для мужчин.
9. Благоприятные качества для вступления в брак для женщин.
10. Добрачные факторы риска.
11. Позитивные факторы, влияние которых повышает вероятность гармоничных отношений в браке.
12. Проявления прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное).
13. Стадии развития любви.
14. Ощущение любви.
15. Основные факторы семейного благополучия.
16. Критические периоды развития отношений в браке.
17. Факторы брако-семейной адаптации.
18. Причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей.
19. Пять основных потребностей мужчины в браке.
20. Пять осоновных потребностей женщины в браке.
21. Психологические теории разводов.
22. Негативные факторы, разрушающие брак.
23. Стадии развода.
24. Стратегии поведения в ситуации развода.
25. Влияние постразводной ситуации на мужчин.
26. Влияние постразводной ситуации на женщин.
27. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.
* Примечание: Вопросы 1-27 составлены по материалам лекционного курса
28. Направления эволюции семьи.
29. Динамика отношений к детям в историческом ракурсе.
30. Специфика семейных отношений в истории России.
31. Семья как малая социальная группа (рассмотреть на примере собственной или родительской семьи студента).
32. Отличие юридических и психологических форм развода.
33. «Психоаналитическая» модель семейного воспитания З. Фрейда.
34. Основные цели воспитания в психоаналитическом, бихевиористском, гуманистическом подходах.
35. Отличие материнской и отцовской любви.
36. Оптимальная родительская позиция.
37. Стили семейного воспитания.
38. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности.