Поиск

Календарь

«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30





             ОГТИ филиал ГОУ ВПО "ОГУ"
                          кафедра
 ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главная | Регистрация | Вход
Вопросы для самоконтроля


Вопросы для самоконтроля усвоения студентами содержания дисциплины
 
1. На пересечении каких основных сфер психологической практики находится психологический тренинг?
2. Дайте определение понятию "тренинговые группы". На какие ос­новные цели ориентирована тренинговая работа в них?
3. Какое понятие раскрывается в следующем определении: " ...- комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психичес­ких, нервных и психосоматических заболеваниях".
4. На какие два направления можно разделить современную психоте­рапию?
5. Верно или неверно:
1) Психологическая коррекция - это направленное медикаментоз­ное лечебное воздействие на человека с целью обеспечения пол­ноценного функционирования центральной нервной системы.
2) Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования лич- ности.
3) Психологическая коррекция является методом медицинской, психотерапии, использовать который имеют право лишь лица, имеющие медицинское образование. Объясните свой ответ.
Какое направление психологической практики возникло раньше - групповая психотерапия или групповой тренинг?
Назовите время появления обоих терминов.
Можно ли утверждать, что тренинги используются и в клинической, и в личностно ориентированной (немедицинской) психотерапии?
 В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяться психологический тренинг?
Назовите важнейшие специфические черты тренинга, отличающие его от других методов психологической работы.
Какие основные типы (парадигмы) психологического тренинга можно выделить? Какая из парадигм в наибольшей степени отве­чает вашим взглядам и убеждениям? Почему?
Какие факторы, по вашему мнению, в большей степени определя­ют внутреннее содержание и парадигму тренинга - направленность, убеждения, ценностные установки личности ведущего или теорети ческие положения психологической школы, в рамках которой он работает?
Обоснуйте свою точку зрения.
Перечислите важнейшие цели тренинговой работы. Какие преимущества групповой формы психологической работы (по сравнению с индивидуальной) вы можете назвать?
Верно ли утверждение, что взаимодействие участников тренинго­вой группы создает напряжение, полезное и необходимое для про­дуктивной психологической работы?
Объясните суть понятия "обратная связь" в тренинговом процессе.
Какое значение имеет этот психологический феномен для успеш­ности тренинга? Что такое "групповые нормы"?
Назовите и объясните важнейшие правила тренинговой работы, обязательные для выполнения всеми участниками группы.
17. Раскройте содержание понятий "социальная роль" и "игровая роль". В чем их основное различие? Подумайте о том, какие соци­альные роли вы играете в жизни.
18. Перечислите отрицательные и положительные факторы, влияющие на уровень групповой сплоченности. Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее важными? Как можно учесть и использовать эти факторы на этапе формирования группы?
19. Назовите параметры, по которым оценивается гомогенность или гетерогенность тренинговой группы.
20. Верны ли высказывания.
1) Гетерогенность выступает условием продуктивности функцио­нирования группы, особенно если она связана с различием лич­ностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций.
2) Главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров, приводящая к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов. 3) Наиболее продуктивными группами являются группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наобо­рот, один мужчина в окружении женщин.
20. Кто может стать участником тренинговой группы? Участие каких лиц в тренинге является нежелательным?
21. Объясните, что означают для ведущего тренинга числа 4, 8, 12, 15, 18, связанные с количеством участников группы? Возможно ли проведение тренингов, нацеленных на обучение, с группами, име­ющими в своем составе, например, сорок человек?
22. Какие понятия раскрываются в следующих определениях: 1) "...... - единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; ........ - единица анализа свободных, но временных общностей"; 2) "......- отождествление себя с другим человеком, сознательное уподобление себя ему".
23. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?
24. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии: а) по степени организации процесса; б) по содержанию.
25. Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы сами оцени­ваете роль и значение игровых методов в тренинге?
26. Что понимается под методами развития социальной перцепции?
27. Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?
28. Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к методам телесно-ориентированной психотерапии.
29. Какое понятие раскрывается в следующем определении: "...... - погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков"?
30. Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггес­тивных (в частности медитативных) техник? Объясните, почему.
31. Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинго­вой группы "сильнодействующих" и манипулятивных психотехник?
32. Согласны ли вы с утверждением А.Ф.Бондаренко, что "...забота об этике является не чем иным, как своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе"?
33. Какое понятие использовано О.В.Немиринским при описании стадий группового процесса?
34. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, пред­ложенные Л.М.Митиной.
35. Верно или неверно: 1) Кризисы в развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.
2) Конфликтов в группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.
3) Конфликты между участниками тренинга при определенных усло­виях могут быть полезными для эффективной работы группы.
36. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников по поводу некоторых упражнений? Объясните почему.
37. Вставьте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса - ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и ....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".
38. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.
39. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.
40. Какой процесс считается условием профессионального развития?
41. Каковы психологические условия развития профессионального са­мосознания?
42. Какое понятие раскрывается в следующем определении: ".......- субъективно воспринимаемые человеком состояния остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой или помехой, невозможности перехода к следующему звену деятельности".
43. Охарактеризуйте развитие самосознания как цель психологическо­го тренинга. В чем состоит основная задача тренинга развития са­мосознания?
44. Опишите наиболее подходящие внешние условия для проведения психологического тренинга.
45. Объясните, почему желательно ограничить контакты участников группы с "внешним" (по отношению к "тренинговой реальности") миром.
46. В чем состоит отличие в результативности работы "сборных" групп и групп, сформированных из членов одного профессионального коллектива?
47. Как вы думаете, возможно ли описание и точное транслирование "жесткого" сценария тренинга развития профессионального само­сознания? Докажите свою точку зрения.
48. Какие блоки можно выделить в содержании тренинга развития самосознания? В чем состоят важнейшие задачи каждого блока?

Copyright MyCorp © 2025